Никто не любит лишние сложности и препятствия, это естественно. Но, возможно, пытаясь «обойти гору», мы многое теряем. Об этом лекция журналиста, экономиста и автора книги «Экономист под прикрытием» Тима Харфорда на конференции TED.

Выступление Харфорд начинает с рассказа о 17-летней немке Вере Брандес. В 1975 году Вера, самый молодой концертный промоутер в Германии, убедила Оперный театр Кельна провести концерт американского музыканта Кита Джарретта.

В день концерта Джарретт осмотрел пианино, нашел его совершенно расстроенным и отказался играть, если ему не предоставят нормальный инструмент. Концерт на 1400 зрителей был под угрозой срыва: Вера сумела найти настройщика, но раздобыть новый инструмент было немыслимо. Девушке стоило огромных трудов уговорить музыканта не отменять вечер (состоялся диалог под проливным дождем в лучших традициях голливудского кино). Через несколько часов Джарретт вышел на сцену и отыграл концерт на ужасном пианино.

Он играл стоя, вертелся, барабанил по клавишам, отчаянно пытаясь извлечь объемный звук из плохого пианино. Запись того концерта до сих пор остается одним из самых продаваемых сольных джазовых альбомов в истории.

Джарретт не хотел играть, и это вполне понятно. Никто из нас не хочет преодолевать лишние препятствия и заставлять плохой инструмент звучать как хороший. Но важно другое: неожиданные неприятности могут в конечном счете обернуться преимуществами. В подтверждение своей теории Тим Харфорд приводит несколько примеров из когнитивной и социальной психологии, а также мира рок-н-ролла.

Вот несколько примеров, которые он приводит в лекции. 

Нечитаемый шрифт

Трудности помогают нам улучшить результаты. Психолог Дэниел Оппенгеймер попросил учителей старших классов поменять оформление раздаточных материалов. Половина учеников получала материалы, напечатанные простым шрифтом — например, Helvetica или Times New Roman. Другая половина — материалы, подготовленные с использованием нечитаемого шрифта — Haettenschweiler или Comic Sans. В конце семестра ученики сдавали экзамены.

У тех, кто учился по материалам с более сложными шрифтами, результаты были лучше, причем по самым разным предметам.

Сложные шрифты заставляли их замедлиться, работать усерднее, лучше осмысливать информацию. 

Внешние помехи

Психолог Шелли Карсон тестировала качество «фильтров внимания» у аспирантов Гарварда. У некоторых аспирантов эти фильтры оказались довольно слабыми, «пористыми».

Пытаясь сосредоточиться на чем-то важном — например, написать эссе, — они продолжали слышать звуки извне, чужие разговоры, включенный телевизор. Казалось бы, это должно было ухудшить их результаты. Выяснилось, что студенты со слабыми фильтрами склонны добиваться значительных творческих успехов. Отвлекающие моменты становились «зернами» для мельницы их креативности.

Незнакомец в команде

Психолог Кэтрин Филлипс разбила студентов на четверки, снабдила их информацией о вымышленном преступлении: трое подозреваемых, алиби, улики, показания свидетелей, — и попросила найти убийцу. Часть групп состояла из четырех друзей, часть — из троих друзей и одного незнакомца.

Группы с незнакомцем решили задачу эффективнее: в 75% случаев они находили правильный ответ, тогда как группы из четырех друзей оказались правы лишь в половине случаев.

Присутствие новичка заставляло друзей общаться иначе. Что еще интереснее, люди в разных группах чувствовали себя по-разному. Четверки друзей были уверены, что поработали хорошо и при этом отлично провели время, а в группах из трех друзей и незнакомца наблюдались неуверенность и неловкость.

Случайная инструкция

Композитору Брайану Ино мы обязаны рядом величайших рок-н-ролльных альбомов за последние 40 лет. Он работал с Дэвидом Боуи, U2, Coldplay и другими командами. Что такого особенного он делал? Нарушал творческий процесс, становясь неудобным незнакомцем.

Ино разработал специальную колоду карт, доставал ее каждый раз, когда музыканты заходили в тупик, и предлагал следовать инструкции на случайно вытащенной карте. Например, «Поменяйтесь ролями» (все садились за чужие инструменты) или «Что получается хуже всего? Усугубите это». Эти карточки мешали, раздражали. Музыканты их ненавидели, а потом начинали использовать в работе. Если тебе что-то не нравится, вовсе не означает, что это тебе не помогает.

Уродливый шрифт, незнакомец в команде, хаотичное движение — эти препятствия помогают решать проблемы и становиться более креативными, считает Тим Харфорд. Но мы этого не чувствуем, нам кажется, что это лишь мешает, и мы отчаянно сопротивляемся. Потребуются время и усилие, чтобы принять это и понять, что всем время от времени нужно играть на расстроенном пианино.