За премией Американской киноакадемии «Оскар» особенно интересно наблюдать, если рассматривать ее как индикатор глобальных перемен в индустрии развлечений. ЧТД придумал пять номинаций на «Оскар», которые уже сейчас предсказывают будущее мирового кино, и наградил самых достойных.

За женскую долю: оператор Рэйчел Моррисон, 39 лет (США)

Представьте себе: вам очень нравится работа электрика. Вы читаете специальную литературу, собираете ради удовольствия цепи параллельного соединения, словом, очень хотите овладеть профессией и пойти учиться. Но вот беда, вы родились в городе X, а работать хотите в городе N. А там существует негласное правило: работать электриками и получать зарплату более 100 рублей могут только местные уроженцы. Для чужаков нет запрета на профессию. Но даже если вы будете чудо как хороши, но не из N, — будьте счастливы, получая зарплату в 25 рублей.Таков порядок, так было всегда. Никаких исключений.

Ну что, пошли бы вы учиться на электрика? Решились бы посвятить себя этому занятию всю свою жизнь? Примерно так чувствовали себя женщины-кинооператоры в Голливуде. За 90 лет существования «Оскара» ни одна женщина не только не была удостоена золотой статуэтки — даже ни разу не была на нее номинирована.

И вот Рэйчел Моррисон стала первой женщиной, выдвинутой на соискание самой престижной кинопремии в операторском искусстве за фильм «Станция «Фрутвейл». Ясно, что дело было не в нехватке талантливых женщин, умеющих обращаться с камерой.

Марис Альберти («Крид: Наследие Рокки», «Рестлер»), Каролина Шанпетье («Люди и боги»), Эллен Керас («Вечное сияние чистого разума») и еще десятки женщин несмотря ни на что стали кинооператорами и реализовались в профессии — пусть и в строго заданных рамках.

Однако теперь киноакадемики, наконец, признали: «Оскар» за операторскую работу может получить и женщина. В этом году Моррисон вряд ли выиграет, но эта номинация — важный шаг в борьбе за гендерное равноправие в кинематографе.

2. За упорство: режиссер Андрей Звягинцев, 54 года (Россия)

Российский режиссер Андрей Звягинцев проявил стойкость под шквалом критики, обрушившейся на него после «Левиафана». Между тем, вне зависимости от политических коннотаций, это авторское высказывание, сделанное на мировом уровне (это подтверждает и целый ряд номинаций на фестивалях всего мира).

Режиссер не только стоически выдержал публичные баталии, но сохранил творческие силы и продолжил работать. Всего три года прошло — и вот он снова как ни в чем не бывало представляет Россию в оскаровской гонке.

На этот раз в категории «Лучший иностранный фильм» номинирована его новая картина «Нелюбовь» (тоже вызвавшая, мягко говоря, неоднозначную реакцию общественности). В этом году у Звягинцева очень сильные конкуренты — обладатель Каннской «Пальмовой ветви» «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда, обладатель Берлинского «Золотого медведя» фильм «О теле и душе» венгра Ильдико Эньеди, «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио из Чили и «Оскорбление» ливанца Зиада Дуэри.

Проиграть любому из них будет не стыдно, и оттого вдвойне приятной будет победа, если она все же случится.

3. За «заплатку»: актер Кристофер Пламмер, 88 лет (Канада)

Последняя работа Пламмера в кино сама стала центром драматического киносюжета. Предыстория такова. На финальном этапе производства одного долгожданного фильма выяснилось, что звездный актер, сыгравший главного персонажа, замешан в громком сексуальном скандале. Режиссер принимает решение «переобуться в воздухе» и заменить исполнителя главной роли. Но весь материал уже отснят, картина почти смонтирована, и все идет к тому, что фильм вот-вот окажется в «производственном аду».

Где и как найти актера, который согласится ввязаться в историю, столь некрасивую с этической точки зрения, нетривиальную — с технической, и непередаваемо сложную с профессиональной (переиграть одного из величайших мастеров современности — это вам не шутки)?

Кристофер Пламмер осмелился принять этот вызов. Выручил режиссера Ридли Скотта и команду фильма «Все деньги мира», снявшись в картине вместо Кевина Спейси, который быстро лег на дно после обвинений в приставании к молодым актерам.

Поначалу в прессе и в профессиональной среде применительно к этой ситуации звучало выражение «залатать дыру». Но после выхода фильма на экраны стало очевидно, что все решают детали. Можно быть старой наспех пришитой заплаткой, а можно — почти невидимой шелковой нитью, которая соединит порванные края так, что от дыры не останется и следа.

Никто и предположить не мог, что Пламмер будет номинирован на «Оскар» за эту роль. Но в силу скандальных обстоятельств (или несмотря на них) критики высоко оценили работу актера.

Британская газета The Guardian отметила, что «Пламмер не выглядит как поспешная замена, он наслаждается своей ролью и идеально для нее подходит», а американский журнал Empire написал, что «за свою роль Кристофер Пламмер может получить все награды в мире». «Оскара» Пламмер, вероятнее всего, не получит, уступив Сэму Рокуэллу. Но номинация — высокая награда за мужество и решительность.

4. За мозги супергероев: сценаристы фильма «Логан» и комиксист Стэн Ли, 95 лет (США)

Экшн-фильмы, в особенности голливудские, — это, по общему мнению, не слишком интеллектуальное зрелище. Их аудитория не желает следить за хитросплетениями сюжета и вникать в тонкости отношений между персонажами.

Многие годы блокбастеры, фильмы-катастрофы и безусловные лидеры рынка — супергеройские фильмы по мотивам комиксов, если и номинировались, то только в технических категориях: например, за монтаж звука или визуальные эффекты. Однако год от года академикам все сложнее становилось игнорировать серьезную драму, которая внезапно появилась в остросюжетных фильмах.

В 2016 году «Оскар» за лучший фильм достался добротной, но скучной и, в общем-то, проходной картине о буднях трудолюбивых журналистов «В центре внимания». Ее главным конкурентом был зрелищный и оригинальный (что уже достижение для современного экшна) роуд-муви «Безумный Макс: Дорога ярости».

«Макс» получил почти все возможные «Оскары» в технических номинациях. Но если бы мы жили в другом, чуть более справедливом мире, он забрал бы и статуэтку за лучший фильм. Кроме того, картина уж точно могла бы посоревноваться в сценарной номинации, куда не попала вообще.

Чтобы выучить урок, академикам понадобилось два года. Для такой консервативной среды это, в общем, почти мгновенная реакция. И вот на «Оскаре»-2018 в номинации за лучший адаптированный сценарий впервые участвует супергеройское кино. В команде сценаристов 17 человек, среди которых и авторы оригинальных комиксов. В том числе 95-летний Стэн Ли, легендарный комиксист, председатель совета директоров Marvel Comics и фактически создатель супергеройского жанра, каким мы его знаем.

Рядом с драмами об однополой любви и расизме «Логан» пока выглядит паршивой овцой (его сценарий слабоват и имеет мало шансов на победу), но зато честно отражает современное лицо киноиндустрии и изменения, происходящие в ней. Супергероям понадобились мозги — и эта тенденция, похоже, надолго.

5. За творческую свободу: продюсеры фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Великобритания)

Еще одна, пожалуй, главная тенденция последнего голливудского десятилетия — то, как изменилось лицо «классического оскаровского фильма». Кинопремия пережила серьезную переоценку собственных предпочтений. Раньше «Оскар» любил дорогие эпосы, под завязку набитые спецэффектами и с непременным хеппи-эндом. Теперь же киноакадемия все чаще отмечает низкобюджетные, снятые чуть ли не на камеру мобильного телефона остросоциальные драмы.

Тенденция заметна и на юбилейном 90-м «Оскаре». Триумфатором церемонии, вероятнее всего, станет местами мрачная, местами саркастически-смешная, сложная, странная и очень камерная кинолента «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» ирландского режиссера Мартина Макдонаха.

Продюсеры фильма Грэм Бродбент и Пит Чернин принципиально не вмешивались в процесс съемок. Для Голливуда такой подход — нечто немыслимое, почти невозможное.

Продюсеры контролируют каждый шаг дорогостоящего творческого процесса и нередко требуют переснять материал, если он не получает одобрение фокус-групп.

Понятно, что к началу работы над «Тремя билбордами» Бродбент уже хорошо знал режиссера Макдонаха и был спокоен за финансы. Они сотрудничали на предыдущих картинах «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов».

Тем не менее «Три билборда» — отличный пример того, как свобода творческого коллектива, ограниченная только рамками бюджета, порождает уникальный, штучный продукт. Который к тому же способен стать экономически выгодным предприятием и принести продюсеру высшую награду за труды — золотую оскаровскую статуэтку. Так что жесткий контроль — не всегда наиболее эффективный метод управления. Иногда дать больше свободы коллективу означает получить взамен деньги, признание — и, конечно, удовольствие от работы.