8 Марта — время для историй о великих женщинах, которые вдохновляли миллионы людей по всему миру. В том числе и режиссеров. ЧТД выбрал пять фильмов о женщинах, которые изменили XX век и продолжают влиять на нашу жизнь.

«Эвита», реж. Алан Паркер, 1996

Эва Перон («Эвита», реж. Алан Паркер, 1996)

Эва Перон стала легендой еще при жизни. За свои 33 года она прошла путь от начинающей актрисы без больших перспектив до духовного лидера нации. Неудивительно, что ее история вдохновила Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера на создание мюзикла, а режиссера Алана Паркера — на съемки фильма.

В родной Аргентине Эвита стала олицетворением любви к жизни, стране и мужу. Пусть не утихают споры об искренности чувств, но именно о такой любви стоит петь. Пятнадцатилетняя Эвита, мечтавшая о карьере в кино, и не предполагала, что главной для нее станет роль первой леди Аргентины. И исполнила она ее блистательно. Она поддерживала движение за права женщин, организовала фонд помощи беднейшим слоям населения, строила больницы, школы и жилье для рабочих.

В свете ее обаяния меркли и минусы популистского аргентинского режима, которых было немало. Конечно, кино вольно обращается с историческими фактами. Например, Эвита освобождала Перона из тюрьмы только на экране. В реальности же повлиять на события она не могла. Но то, что кино делает хорошо, — так это создает образ легендарной Эвиты, женщины идеальных лидерских качеств, который до сих жив в сердцах миллионов людей.

«Королева», реж. Стивен Фрирз, 2005

Елизавета II («Королева», реж. Стивен Фрирз, 2005)

Фильм посвящен одному из самых сложных для современного королевского дома Великобритании периодов. Всенародно любимая принцесса Диана только что погибла. Для королевы Елизаветы II это становится неожиданным испытанием: политическим, поколенческим и семейным.

Режиссер Стивен Фрирз показал неделю из жизни Виндзоров, когда королевская династия переживала боль утраты и искала силы жить дальше. Елизавета должна — как всегда — сохранять спокойствие и продолжать править, выдерживая грандиозное общественное давление и преодолевая собственные сомнения.

Королева соблюдает распорядок дня, ходит на охоту, смотрит с мужем телевизор. Она пытается сохранить свой мир, когда-то идеальный. Но за окном ее дворца время, как кажется, бежит слишком быстро и требует от Елизаветы все новых идей и решений.

Нужно прислушиваться к общественному мнению, премьер-министру и собственному сердцу. Говорить о том, о чем раньше принято было молчать. Пусть кажется, что королева давно ничего не решает, именно от ее действий зависит будущее не только монархии, но и всей страны. Попробуй теперь скажи, что королева в Великобритании лишь царствует, но не правит.

«Жизнь в розовом цвете», реж. Оливье Даан, 2007

Эдит Пиаф («Жизнь в розовом цвете», реж. Оливье Даан, 2007)

Стоит подумать о Франции, как вспоминается La vie en rose и Эдит Пиаф. Ее голос и образ такой же символ Парижа, как Эйфелева башня. Режиссер Оливье Даан создал калейдоскоп историй о бурной жизни великой певицы. Собрав единую картину, зритель сможет почувствовать радость вдохновения, которое вело Пиаф через все превратности судьбы.

Пение с детства было единственным способом существования Эдит — в девять лет она начала выступать с отцом на улицах Парижа. Потом были кабаре на Елисейских полях, знаменитый мюзик-холл, лагеря для французских военнопленных, лучшие залы Европы и Америки. Вот только всеобщее признание — не всегда залог счастья. За кулисами оставались неудачные браки и смерть двухлетней дочери, трагическая гибель любимого — боксера Марселя Сердана. Пиаф пыталась забыться с помощью морфия, но настоящее утешение находила лишь в музыке. Жизнь не была благосклонна к Эдит Пиаф, но после каждого падения она поднималась вновь. И ни о чем не жалела.

«Коко до Шанель», реж. Анн Фонтен, 2009

Коко Шанель («Коко до Шанель», реж. Анн Фонтен, 2009)

Фильм о молодости Шанель — это история о том, как окружение формирует личность. А еще о том, стоит ли этому окружению соответствовать. Только выбрав свой путь, можно стать тем, кому будут подражать другие. Первым таким шагом для Коко, основательницы модного дома Chanel, станет знакомство с Этьеном Бальсаном в кабаре в Виши. С молодым офицером она переезжает в Париж и попадает в высшее общество. А дальше следуют первые модели, успех и большая любовь — Артур Кэйпел. На протяжении многих лет он вдохновлял Коко и финансировал ее коллекции и магазины. Именно после гибели Артура она создала легендарное черное платье.

Правда, в фильме этому посвящен лишь небольшой эпизод: режиссеру интереснее Коко Шанель в обществе мужчин, чем ее прорывные идеи и творческая свобода.

«7 дней и ночей с Мэрилин», реж. Саймон Кертис, 2011

Мэрилин Монро («7 дней и ночей с Мэрилин», реж. Саймон Кертис, 2011)

О жизни Мэрилин Монро снято немало фильмов разных жанров и форматов. Возможно, поэтому Саймон Кертис выбрал малоизвестный эпизод биографии американской актрисы. В 1956 году Мэрилин приехала в Англию, чтобы сниматься у Лоуренса Оливье. Но оказалось, что великий режиссер пригласил ее не за выдающиеся актерские способности. От Монро требовалось лишь быть красивой в кадре и не мешать играть ему самому. Ощущение неполноценности, депрессия и проблемы с очередным мужем вызвали острое желание сбежать от образа, который затмил реальную Мэрилин в глазах не только поклонников, но и близких.

Компанию актрисе в этом недолгом побеге составил молодой помощник режиссера. Воспитанный мальчик из хорошей семьи только начал свой путь в шоу-бизнесе и еще сохранил здравый взгляд на вещи в этом безумном мире. Именно его глазами зритель смотрит на Мэрилин. Этот взгляд на знаменитую актрису, которая хотела быть просто женщиной, и делает эту историю такой проникновенной.