На работе мы часто слышим, что надо меняться — совершенствовать свои рабочие навыки, личные качества и даже бытовые привычки. В книжных магазинах под книги о саморазвитии, как правило, отводят самые лучшие и вместительные стеллажи. Но бизнес-коуч Тимоти Голви утверждает: личный опыт гораздо лучше любых учебников. В книге «Работа как внутренняя игра» он рассказывает о том, что идеальный преподаватель для нас — это мы сами.

Книга_Работа как игра.jpgВ 1970-х годах Голви работал инструктором по теннису. Тогда он пришел к пониманию принципа внутренней игры. Он сделал два наблюдения. Во-первых, почти все его ученики старались исправить в игре те моменты, которыми они были недовольны. И они ждали от своего учителя рецепта решения проблем.

Во-вторых, когда ученики переставали стараться и ожидать от учителя указаний, а начали верить в способность учиться на собственном опыте, происходили позитивные изменения в их игре без каких-либо особых усилий. Голви называет эти два варианта принудительным и естественным обучением, соответственно.

Чем плохо принудительное обучение? Когда ученик выполняет указания, что следует и что не следует делать, он перекладывает всю ответственность на учителя. В итоге каждое движение находится как бы под контролем, и это может вызывать напряжение и ощущение тревоги. Тренер может хвалить ученика, но в такой ситуации смысл похвалы будет сводиться к тому, что подопечный правильно следует чужим указаниям.

Иными словами, ученики воспринимают комментарии учителя как элементы контроля. А контроль — это угроза нашим естественным способностям, объясняет автор.

Что такое внутренний диалог

Когда ученик тренируется и бьет по мячу, в его голове происходит диалог с самим собой. Голви выделяет два голоса — «Я1» и «Я2».

Я1 — это всезнайка, голос, подающий команды и высказывающий оценку. Комментарии Я1 могут вызвать у нас сомнения в собственных силах. А вот Я2 — это внутренний потенциал, данный нам при рождении, все реализованные и нереализованные способности. По определению Голви, это то самое «Я», которое определяло нашу жизнь в счастливом детстве.

Наибольшей результативности мы достигаем, когда Я1 затихает и не мешает Я2 бить по мячу, тренироваться, работать, считает автор. Но договориться с Я1 — нелегкая задача даже для самых продвинутых мастеров.

В качестве примера Голви приводит слова двух профессиональных спортсменов, которые рассказали ему, насколько сильно они себя критикуют. Один из них, гольфист, восемь лет участвующий в турнирах Профессиональной ассоциации гольфа, жаловался: «Я ругаю себя, когда плохо выступаю, от этого страдает моя уверенность в себе».

И каждый раз, когда спортсмен делает провальный удар, он начинает критиковать свои действия. Мысль «Ой! Это трудный мяч!» действует как угроза, а восклицание «Ужасный удар!» бьет по самооценке. И каждая подобная мысль влияет на результативность игрока в худшую сторону, считает Голви.

Как перестать ругать себя

Голви предлагает альтернативный подход к обучению и коучингу — внутреннюю игру. Она строится на том, что учитель, чтобы обучение было эффективным, доверяет голосу Я2 своего ученика. В основе внутренней игры лежат три принципа.

1. Осознание

Безоценочное осознание — один из важнейших навыков для восприятия новой информации. В момент обучения преподавателю не надо оценивать действия ученика. Необходимо просто попросить ученика продолжить работу, а оценку и решение конкретной проблемы перенести на потом.

Главное, чтобы ученик работал, чувствовал и анализировал свое развитие самостоятельно. Тогда он будет улучшать свои результаты, руководствуясь собственным видением ситуации.

Это и называется естественным обучением. Первый шаг на пути к переменам — признание вещей такими, какие они есть. Без оценки.

2. Доверие

Чаще прислушивайтесь к Я2. По словам Голви, самый сложный этап — это доверять процессу естественного обучения. Причем это должны делать обе стороны: и учитель, и ученик.

3. Выбор

Третий принцип подхода внутренней игры — это выбор и обязательства. Выбирать обучение должен не учитель, а ученик, поскольку именно он заинтересован в новых умениях. Он же несет ответственность за свой выбор.

Задача учителя состоит в том, чтобы направлять ученика и помогать ему найти смысл обучения. Именно через ответственность ученик начнет проявлять инициативу и откроет творческий подход к выполнению заданий.

Метод внутренней игры можно применять в самых разных областях и сферах, уверен Голви, от развития навыков коучинга у менеджеров до воспитания детей и отказа от вредных привычек.