Каждую весну городские службы закрашивают все, что было нанесено на стены нелегально, а уличные художники тем временем начинают новый сезон. ЧТД выяснил, где искать интересные работы и как начать собственное арт-взаимодействие с городом.

Что посмотреть

  • «Выход через сувенирную лавку» — притворяющийся документальным ироничный фильм об уличных гениях и графоманах, созданный главной звездой мирового стрит-арта — Бэнкси.
  • «Войны стилей» («Style Wars») — культовый документальный фильм про нью-йоркских райтеров, получивший главный приз фестиваля Sundance в 1984.
  • «Паша183» — сборник видеоматериалов о работах и философии «русского Бэнкси» — художника Павла Пухова, погибшего в 2013 году.
  • Girl`s power — автобиография чешской граффитчицы Sany и ее интервью с уличными художницами о борьбе за признание в мужском мире.
  • «Граффити и стрит-арт, фотопутешествие длиною в жизнь»— лекция легендарного граффити-фотографа Марты Купер, снимавшей работы нью-йоркских стрит-райтеров 1970-80 годов.

Для обычных горожан понятия «стрит-арт» и «граффити» — синонимы. Обозначают ими любые рисунки и надписи, появляющиеся на стенах городов. На самом же деле это две разные вселенные.

Четыре способа пометить пространство

Чтобы не путаться в терминах, разберемся, о чем речь. Граффити — это субкультура создателей тэгов. Граффитчики ничего не рисуют, а только маниакально заполняют своим тэгом все попадающие под руку пространства. Тэг — персональная подпись граффитчика. Американские городские криминальные банды 60-х годов метили тегами территорию, и так зародилось современное граффити.

В свою очередь стрит-арт — это уже не только теги, а все разнообразие картинок, которые мы можем увидеть на стенах: рисунки, создаваемые при помощи тех же баллончиков, бумажные наклейки, текстовые послания. Отличаются стрит-арт и граффити главным образом не формой, а содержанием.

Граффити-райтеры при помощи тэгов общаются только друг с другом и с городом, как бы присваивая себе пространство. А создатели стрит-арта всегда обращаются к жителям.

С этой точки зрения вырезанные на баннерах глаза, которыми заполнил Москву художник Кирилл Кто, можно считать промежуточным явлением: оно тиражируется как тэг, но содержит некое концептуальное послание горожанам.

Кирилл Кто

Слово «муралы» пришло из мексиканской монументальной настенной живописи 1920-1950-х годов, превратившейся в орудие пропаганды. Сейчас так чаще называют плакатные фрески, рекламные или санкционированные государством, отделяя их от настоящего стрит-арта. Но иногда и работы независимых художников, если они занимают всю стену, тоже называют муралами.

ЖКХ-арт — еще одна разновидность декорирования городского пространства, которую можно считать стрит-артом лишь формально. Это бюджетное творчество служб ЖКХ, которые украшают пейзажами стены трансформаторных будок, хозяйственных построек, детских площадок. Независимые художники иногда пытаются взаимодействовать с этим наивным искусством, пример — работа Славы ПТРК. Он подрисовал к церкви на таком пейзаже четыре фигурки человечков в цветных платьях и масках, в которых угадываются участницы группы «Пусси райот».

Краткий словарь непонятных слов

  • Бомбить — очень быстро делать незаконную надпись, то есть делать граффити в классическом понимании.
  • Кусок или пис — это «уличный рисунок». Piece в английском используется для обозначения единицы чего-либо, например, piece of art — «предмет искусства, произведение искусства».
  • Мерч (от merchandise) — «товар». Рисунок, превращенный в коммерческий бренд, который можно увидеть на футболках и другой продукции. Художники часто используют улицу для рекламы своей символики. Например, художница Ksusha Poslushai таким образом растиражировала свой керек в виде графичной лисьей мордочки.
  • Покрас — процесс создания рисунка; «быть на покрасе» — рисовать, быть на месте, где рисуют. Есть российский художник-каллиграфист, начинавший как стрит-райтер под именем Pokras Lampas.
  • Керек (от англ. character) — персонаж. Первоначально имелись в виду куски с персонажами известных мультфильмов. Сейчас так называют и оригинальные тэги в виде животных вместо подписей.
  • Крю, кру (сrew) — изначально — банда граффити-райтеров. Слово часто входит в названия групп уличных художников. Например, команда, рисующая в Москве китов, — bskcrew.
  • Той (toy) — неопытный, плохой райтер. Есть команда, иронично назвавшая себя toycrew. Для начинающих и много о себе возомнивших тоев есть также смешное словечко «чикокер».
  • Заброшки — пустующие здания, где обычно никто не ловит райтеров, а потому рисовать безопасно и не всем интересно.
  • Баф (buff) — весенний рейд коммунальных служб, закрашивающих все следы вандализма, включая, конечно, и уличное искусство.
  • Гайстербильд (Geisterbild) — романтичное понятие из словаря немецких райтеров. «Рисунок-призрак», проступающий из-под краски после бафа.

Недолговечное искусство?

Откуда ведет начало уличное искусство — вопрос спорный. Может быть, от древних настенных росписей, может быть — от модернистских проектов начала прошлого столетия. Само слово «граффити» появилось еще в XIX веке как форма множественного числа итальянского термина graffito; он использовался для описания рисунков, нацарапанных на стенах Помпеи.

Но к тому масштабному явлению, с которым мы имеем дело, привел рост городов и расцвет урбанизма. А уже XXI веке назрела необходимость изобрести форму, которая позволила бы каким-то образом сохранять произведения уличных художников. Галереи мира коллекционируют и экспонируют их работы, есть музеи, специализирующиеся на экскурсиях по граффити. Интересно, что именно в России появилась первая институция, не побоявшаяся заявить о себе именно как о музее стрит-арта, хотя идея кажется абсурдной. Как можно законсервировать то, что призвано рождаться и умирать в городских переулках?

Питерский музей Street-Art Museum (SAM) расположен на действующем заводе, который производит декоративный пластик.

Паша183

Настоящий экспонат в этом музее только один — работа признанного гения российского стрит-арта Паши183. Это строительная плита, имитирующая плитку шоколада «Аленка» размером 18 кв.м.

Остальные экспонаты создавались специально для музея. К оформлению были привлечены все известные российские художники и некоторые иностранные звезды. Но главное в жизни SAM — масштабные ежегодные проекты с приглашенными мастерами со всего мира, которые расписывают завод временными работами.

Экспозиции открываются в мае и действуют до конца сентября, зимой на территорию музея можно попасть только по воскресеньям с экскурсией. А весной объявляется очередная тематическая выставка, и старые работы исчезают под новыми проектами.

В прошлом году подобным музеем — Urban Nation — обзавелся и Берлин. Город, который и сам является галереей уличного искусства под открытым небом. Во всяком случае — некоторые его районы. Во-первых, конечно, это остатки берлинской стены, знаменитой не только своей историей, но и работами художников, созданными с восточной стороны после ее падения. Например, изображением врезающегося в стену символа ГДР — автомобиля марки Trabant, или Брежневым, целующемся с Хоннекером.

Другой уникальный памятник духу стрит-арта расположен в с ног до головы разрисованном районе Кройцберг. Это полностью закрашенный черной краской рисунок итальянца Blu. Художник сам уничтожил знаменитую работу в знак протеста против коммерциализации искусства.

Где следить за новостями

  1. «Ультрамарин» — самый известный русскоязычный сайт об уличном искусстве, созданный московским художником Дмитрием Аске.

  2. «Партизанинг»- проект художника и искусствоведа Игоря Поносова, автора первой русскоязычной книги по истории стрит-арта «Искусство и город», пропагандирующий осознанное арт-взаимодействие с городской средой.

  3. «Петрограф» — блог журнала Petrograff, сделанного в традициях самиздата о граффити и стрит-арте. Команда сайта следит за актуальными событиями в Питере, стране и мире.

Как стать уличным художником

Любая самовольная интервенция в городское пространство приравнивается к вандализму, даже если рисунок нанесен на стены «заброшки». Но есть площадки, дающие возможность попробовать себя легально. Например, пространство «Парк 11» предоставляет https://m.vk.com/park11 стену, где можно создать свою работу. Нужно только предварительно оставить заявление.

Правда, материалы могут обойтись недешево. В зависимости от размеров, стилистики и количества цветов на одну работу может уйти несколько тысяч рублей.

Дешевле покупать маркеры и баллончики не в дизайнерских магазинах, а в специализированных граффити-лавках.

Но прежде чем начинать, имеет смысл больше узнать о том, что уже было сделано другими. Или хотя бы прочитать роман писателя и журналиста Артуро Перес-Реверте «Терпеливый снайпер». В центре сюжета авантюристка, которая пытается разыскать неуловимого уличного художника по прозвищу Снайпер и погружается в мир испанских, итальянских и португальских райтеров. Анализ Перес-Реверте не слишком глубок, но книга затрагивает основные этические и эстетические конфликты этого увлекательного мира.

Пространство «Парк 11»

Если вы в мае будете в Москве, то у вас есть по крайней мере три возможности увидеть работы уличных художников своими глазами.

  1. 15 мая в Москве пройдет популярный принт-маркет «Вкус бумаги». Крупнейшая в России выставка, посвященная ручной печатной графике, на этот раз будет расположена в необычном месте — прямо в здании Центрального телеграфа на Тверской. Среди представленных работ будут плакаты российских граффити-художников, которые можно будет купить.

  2. 19 мая на дизайн-заводе «Флакон» состоится ежегодный фестиваль уличной культуры URBAN FEST. На фестивале будут выступать музыканты и скейтеры, работать фудтреки и танцплощадка, а также представят свое искусство уличные художники. Организаторы обещают, что можно будет не только наблюдать за ними, но и присоединиться.

  3. Также вас может заинтересовать выставка «ТЕКСТиль». 26 современных художников рассматривают взаимосвязи между городом, текстильными материалами и текстом. Здесь можно увидеть работы, непосредственно связанные с уличным искусством, — вязаный стрит-арт; лоскутное панно, сшитое из хозяйственных сумок; скульптуру многоэтажки, одетой в свою оболочку, как в платье. Выставка будет открыта до 27 мая.