Хотите знать, как превратить свое мышление в калькулятор, но при этом сохранить здравый смысл и остроумие, — тогда книга «Вычислительное мышление. Метод решения сложных задач» для вас. Ее авторы Пол Керзон и Питер Макоуэн научат вас интересным мыслительным алгоритмам и точно не дадут скучать.

Знаменитый британский ученый Стивен Хокинг создает свои фундаментальные работы про черные дыры и строение Вселенной, печатая одним пальцем правой руки на клавиатуре компьютера. Все остальные части его тела парализованы. Однако авторы «Вычислительного мышления» со свойственным им оптимизмом убеждают нас: случай Хокинга — не единственный и не самый сложный.

Человеческому разуму под силу решать гораздо более сложные задачи и комплексные.

Хокинг справился с ограничениями в общении и добился потрясающих успехов в теоретической физике. Парализованный в результате инсульта французский журналист Жак-Доминик Боби, откликаясь на вопросы помощницы исключительно морганием, надиктовал таким образом автобиографию «Скафандр и бабочка».

На таких примерах Керзон и Макоуэн, профессоры информатики из Лондонского университета королевы Марии, описывают принципы вычислительного мышления. По мнению авторов книги, это «свободный набор навыков для решения задач, который ориентирован преимущественно на создание алгоритмов, так как их можно использовать для решения разных задач, не задумываясь».

Жак-Доминик Боби разработал простой алгоритм, который позволил общаться с помощью единственного рабочего глаза (левого). Его помощница последовательно называла буквы латинского алфавита, и на нужную букву Боби откликался морганием.

Алгоритм Боби — это по сути двоичный код. Моргание как выбор буквы здесь можно обозначить цифрой 1, а отсутствие моргания как игнорирование буквы — 0. Попробуем представить себе, сколько нужно времени, чтобы записать, к примеру, слово «amore».

На первую букву потребуется 1 секунда. На вторую — примерно 13 секунд (m — тринадцатая буква латинского алфавита). В общей сложности на запись «amore» таким способом уйдет чуть меньше минуты. Чтобы понять число потраченных на «Скафандр и бабочку» часов, достаточно напомнить: в русском переводе книги 176 страниц.

Авторы разбирают плюсы и минусы известных алгоритмов, а также предлагают улучшенные варианты, которые позволили бы сократить время достижения результата.

Кроме того, книга помогает решать головоломки, создавать хитроумные компьютерные программы, побеждающие шахматных гроссмейстеров и чемпионов по игре в го, составлять оптимальные маршруты.

Еще в XVIII в. Леонид Эйлер из Петербургской Академии наук создал теорию графов на основе задачи о семи мостах Кенигсберга, которая стала классической. Этот алгоритм в книге тоже разбирают.

Кроме математических и компьютерных задач, авторы разбирают и истоки наших иллюзий. Можно ли целиком положиться на компьютерные сенсоры или наши чувства точнее? Они, например, подсказывают нам, что более горячий чай с сахаром слаще.

Особенно удручает даже не то, что мы подвержены иллюзиям, а перестройка мышления в соответствии с высокими технологиями.

Например, так называемый «эффект Google»: привычка забывать информацию, которую, по нашему мнению, мы точно найдем в интернете. «Возможно, человеческий мозг эволюционирует, приспосабливаясь к технологиям вокруг», — рассуждают Керзон и Макоуэн. Возможно, компьютер становится одним из главных двигателей эволюции?

Приятная деталь: авторы заканчивают книгу списком из 30 чисел, записанных двоичным кодом (то есть нулями и единицами).После прочтения книги их расшифровку воспринимаешь как увлекательную игру.