Произносить рэп, сочиняя рифмованный текст на ходу, способен каждый. И это отличный способ расслабиться и отпустить контроль. Фристайлер Алексей Храпов учит рэп-импровизации всех желающих. И вас тоже научит, прямо сейчас.

Занимаясь фристайлом, я начал слышать ритм в том, что говорят люди вокруг. Люди говорят не очень ритмично, но сама фраза часто укладывается в музыкальный размер. Иногда, когда обстановка позволяет, я такую фразу повторяю с соответствующим ритмом — часто это ямб или хорей. И человек удивляется: «Это я сейчас сказал?»

Рэп и поэзия — разные вещи

Мне кажется, что рэп — это скорее форма прозы, чем поэзия. Это ближе к перформансу, артистическому выступлению. В рэп-треке важно не только то, как написан текст, но и то, какие эмоции автор в него вложил, когда читал его вслух, и какая там ритмика, как подобрана музыка.

Нельзя ставить знак равенства между рэпом и поэзией, они слишком разные, у них разные цели. И хотя рэперы порой претендуют на то, чтобы называться поэтами, подавляющее большинство из них поэтами не являются. Их тексты сильно уступают стихам. Но это не значит, что они плохие. Кто-то включит, у него настроение улучшится.

Больше всего рэп похож на разговор приятелей. Привет, как дела, вот у меня тут такая история случилось. Есть в этом поэзия? Ни капли. Есть в этом смысл? Безусловно!

Слушать рэп я начал в старшей школе. Потом увидел в интернете, как фристайлит Noize MС. То, что мы делаем сейчас, называется рэп-фристайл (не путать с лыжным или футбольным).

Словарь рэпера

Рэп — это речитатив, наложенный на бит. Хип-хопом называют культуру, связанную с рэпом; в нее традиционно входят граффити, брейкданс, диджеинг. Хип-хоп появился в 70-е годы в США. Дисс — от disrespect (неуважение) —рэп-текст в адрес оппонента в негативном ключе. Биф — когда рэперы обмениваются серией диссов. Джем — по аналогии с джазом, импровизация нескольких фристайлеров на свободную тему.

Фристайл увлекает

Фристайл — заразная вещь. Я не раз замечал, как люди без опыта, заразившись происходящим, могут даже выйти на сцену и начать импровизировать. Как правило, когда начинаешь фристайлить, первые свои самые удачные фристайлы просто не помнишь. Это приходит потом.

Вообще в первый раз есть две модели. Либо человек настраивается-настраивается и осторожно, преодолевая внутреннюю панику, начинает импровизировать, либо ловит волну и делает что-то легко. Но потом его все равно ждет возвращение к сознательным усилиям.

У меня исследовательский интерес. Еще очень много не сделано в работе фристайлера над собой. Когда я начинал, было несколько простых упражнений и представление, что «либо тебе дано, либо нет».

Я преподаю, чтобы проверить свои догадки о том, как можно обучать фристайлу, проверить новые методики. Фристайл должен развиваться, хороших фристайлеров должно стать больше. Хочу, чтобы я гордился, когда смотрю фристайл-батлы.

Что такое батл?

Словесно-музыкальный поединок, когда рэперы выясняют отношения, иногда всерьез, иногда не очень. Это то, что изначально присутствовало в хип-хоп культуре. Батлы могут быть импровизированные или с заготовленным текстом. Первой российской батл-площадкой за пределами интернета можно назвать «Слово», но широкую известность батл-рэп получил, когда стартовал Versus. Фристайла на этих площадках обычно нет.

Хороший фристайл — это всегда интересная мысль, форма и артистизм

В стране много людей, которые умеют рифмовать на ходу. Но они зачастую произносят один и тот же текст, просто меняя слова местами: «Привет, ребята, я сочиняю для вас текст на ходу, смотрите, как это круто! Мой район — Чертаново, как же это замечательно». Это не очень интересно.

Самое главное — это умение оригинально мыслить. Важно, чтобы тебе было о чем рассказать, твоя наблюдательность, умение отсылать к настоящему моменту. Фристайл сильно привязан к контексту, к ситуации. Крутой фристайлер всегда мастерски использует контекст. Можно остроумно обыграть обстановку, предметы одежды, погоду, как ты сюда добирался. И всем участникам станет смешно, потому что они находятся в этой же ситуации.

Сначала, когда люди учатся тексту, они обычно не уделяют внимания ритму. Но потом понимаешь, что твой голос должен соединяться с музыкой и звучать, как отдельная инструментальная партия. 



Глагольные рифмы — сказал-прибежал, очевидные рифмы — красный-прекрасный, розы-морозы, кровь-любовь — это плохо. Но это только азы. Лучше, чтобы в конце строчки рифмовалось несколько слогов, а не один. Чтобы были рифмы в середине или в начале строки, чтобы были неожиданные созвучия, игра с ритмом и многое другое. Многие думают, что рифмы — это заученный словарь, но это не так. Рифмовка — это навык.

При достаточном навыке новые, никогда не существовавшие рифмы придумываешь на ходу одну за другой.

Начинающим фристайлерам часто не хватает сценического опыта. Если участникам батла самим не ясно, нравится ли им то, что они делают, если сомнения одолевают их прямо на сцене, зритель тоже это почувствует.

Почему так популярны Versus, «Слово» и другие батл-площадки? Там выступают люди с опытом. Они умеют держаться на сцене так, чтобы вызывать доверие зрителей. Забыв текст — не мямлят, а оригинально выходят из ситуации. Ну, или не оригинально, например, попросив поаплодировать. Могут пошутить вовремя или просто нагло подсмотреть текст в смартфоне. Делай что угодно, но действуй артистично.

Разумеется, перед этим должна быть проведена огромная работа, чтобы человек себя комфортно чувствовал во время фристайла, чтобы у него уверенно шел поток. На мастер-классах моя первая задача — создать условия, чтобы люди могли расслабиться, эмоционально вовлечься. Кому-то помогает соревновательный элемент, кого-то надо успокоить парой слов. Но главное, что я говорю: «Вы должны просто себя отпустить».

Где учат фристайлу

Сам я пришел на занятия к Льву Киселеву (RE-pac) в 2015 году. Пришел, увидев пост в интернете. RE-pac — один из лучших фристайлеров в стране. Группа отзанималась месяц, у нас состоялось финальное выступление, и мы спонтанно решили: а зачем останавливаться? Стали в складчину арендовать помещения.



Наша «Фристайл-мастерская» — некий клуб, где все помогают друг другу совершенствоваться. Создал ее Лев Киселев. Мы все прикладываем усилия, чтобы она развивалась дальше. И ведет наши встречи почти всегда он, а не я. Встречаемся каждую среду и тренируемся. Новички приходят регулярно, кто-то отсеивается, кто-то остается, некоторые добиваются успехов — у них получается все лучше и лучше.

Постоянный состав «Фристайл-мастерской» — это люди от 16 до 33 лет. На мастер-классах бывали люди и старше. Принимают нас обычно везде тепло.

Пенсионеров пока обучать фристайлу не приходилось, но я не вижу в этом ничего невозможного. Мы готовы провести мастер-класс в любой аудитории. Думаю, что кружки фристайла стоило бы завести в университетах. В этом году Лев RE-pac преподавал детям в «Новой школе», но занятия заинтересовали и преподавателей.

Я провожу отдельные мастер-классы. Самая системная моя история — «Летняя школа» — большой проект, в котором наш фристайл — одно из более чем 30 направлений. Проходит «Летняя школа» на природе. Участники — и школьники, и взрослые люди, живут в палатках неделю или две. Я туда езжу пятый год в качестве участника, второй год — в качестве организатора и преподавателя. Проект волонтерский, целиком на самоорганизации, горизонтальная структура.

Как добиться успеха

Успех во фристайле — это не то, что дается тебе раз и навсегда. Если ты начинаешь волноваться и переживать слишком сильно, то ты не можешь сфокусироваться на том, что происходит здесь и сейчас. Ты можешь читать не очень ритмично или нести какую-то ерунду, которая никого не зацепит. Но своими состояниями можно управлять.

Все зависит от умения себя настроить, договориться со своими страхами, найти ответы на вопросы, настроиться на выступление.

Увлекательная часть этой игры — возвращать себя в «здесь и сейчас». Мысли уходят, а ты сознательным усилием возвращаешь себя в нужное состояние. Это чем-то похоже на медитацию или спортивную психологию. Причем каждый раз это вызов. Ты никогда не знаешь заранее, что будет на площадке. Феномен в том, что чем больше у тебя ожиданий, тем больше шансов, что все пойдет по-другому. Самое лучшее — это просто подойти и начать.

Американские ученые наблюдали на МРТ за фристайлерами. Они сначала изучали джазовых музыкантов, а потом пришли к фристайлерам. Они выяснили, что при фристайле ослаблен «внутренний критик».

Это спонтанный поток творчества, который сильно зависит от того, не мало ли ты себе позволяешь.

Любое творчество, как мне кажется, состоит из двух частей: ты снимаешь все запреты и творишь; ты возвращаешься в более взвешенное состояние, начинаешь редактировать и править, убирать неудачные места. Но если нет первой стадии (свободного полета), то сложно начать творить, будешь выдавливать из себя по капле.

Какие бывают упражнения для фристайлеров

Существуют отдельные упражнения на ритм, на рифмы, на панчлайны (яркие ударные строки), на выносливость, на рабочую (оперативную) память, внимание, концентрацию... Но не все сразу! Начать можно с простого.

Есть одно упражнение, оно классно работает. Я говорю: «Сейчас читаем по кругу. У каждого будет одна минута. Вы можете не рифмовать. Можете нести бред. Можно все! Есть только одно условие — не должно быть пауз».

Участники говорили: «Когда ты разрешил не рифмовать, сразу стало так легко и свободно. Почему-то, когда можно не рифмовать, это начинает получаться».

Какие бы новые упражнения мы ни придумывали, все равно для новичков нет ничего лучше вот этих двух, придуманных RE-pac’ом. 

Упражнение 1.

Включить бит (не обязательно, но это дает настроение и ритм). Придумать любую строчку, не очень сложно оканчивающуюся. Например, «Дождь идет за окном». Поочередно рифмовать на эту строку. Желательно — без пауз.

Даже если рифма не приходит в голову, важно все равно что-то говорить. Все, что приходит в голову. Так ты даешь себе понять, что ты себе доверяешь. Ты даешь себе право ошибаться. Парадокс в том, что чем меньше ты себе разрешаешь ошибаться, тем больше ошибаешься, и наоборот.

Упражнение 2.

Сочиняем «стихотворение» по строчкам. Тот, кто начинает, произносит любую строку. Второй участник рифмует к этой строке, а следующую строку дает не в рифму:

1. Как хорошо, что у нас есть дом
2. И мы тут вдвоем
А на улице дождь
1. И ты ничего не ждешь
Просто наслаждаешься моментом
2. Рифмуешь и не ждешь аплодисментов.

 
Времени на обдумывание тут меньше.

Думаю, что подобные импровизации могут стать развлечением для компании друзей, например, на дне рождения.

Эти два упражнения — базовые. Как только вы почувствуете себя в них уверенно, можно начать импровизацию на заданную тему. Выберите одно любое случайное слово — «книга», «кошка», «чашка»... и вперед, импровизируйте под бит. Кстати, есть люди, которым бит мешает. Если мешает, можно выключить.

Если заниматься фристайлом серьезно — это большая и интересная работа над собой. Тому, кто хотя бы пробовал себя на мастер-классе, возможно, интереснее будет смотреть фристайл-батлы и качественный фристайл.