Известные, состоявшиеся в своей области мужчины иногда пробуют свои силы в актерской профессии. Что их заставляет соглашаться на предложения друзей-режиссеров и тем более пускаться в авантюру с незнакомыми людьми? ЧТД выбрал пять знаменитостей, которые рискнули попробовать себя в новом качестве.

Виктор Цой

«Игла»
Виктор Цой в фольме «Игла»

Советский рок-музыкант и автор песен, основатель и лидер группы «Кино» Виктор Цой снялся в нескольких картинах и даже был признан лучшим актером 1989 года по результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран».

Дебютировал Цой в 20-минутной дипломной работе выпускника режиссерского факультета Киевского института театрального искусства Сергея Лысенко. Фильм состоит из 4 клипов группы «Кино», связанных общим сюжетом. Сергей Лысенко говорил, что у Цоя была очень сильная энергетика.

«Я помню, когда он прилетел в Киев, то люди, хотя и не зная, что это Цой, все равно оборачивались и смотрели вслед, — вспоминал Сергей Лысенко. — И это происходило не столько из-за экзотичного внешнего вида — восточное лицо, одет во все черное, — сколько именно из-за этого энергетического заряда. И на экране от него тоже нельзя было оторвать глаз: немного не от мира сего, но в то же время очень понятный каждому молодому человеку».

Вторым фильмом Цоя стала учебная работа студента ВГИКа, режиссера Рашида Нугманова (курс Сергея Соловьева). Фильм «Йя-хха» был снят в 1986 году за две недели: средств, отпущенных ВГИКом на курсовую, хватало только на десятиминутную короткометражку.

После участия в студенческих работах Цой сыграл самого себя в фильме-манифесте «Асса» (1987) Сергея Соловьева. Фильм заканчивался концертным выступлением Виктора Цоя, поющего «Перемен, мы ждем перемен».

Режиссер взял с Цоя честное слово не исполнять песню до премьеры фильма. Саундтрек немедленно стал хитом.

Результатом творческого тандема Виктора Цоя и Рашида Нугманова стал фильм «Игла» (1989). Фильм вошел в число лидеров советского проката. В первый год выхода на экраны страны картину посмотрело 14,6 млн зрителей. Картина была снята в рекордные сроки. Отвечая на вопрос о том, что побудило принять решение сняться в фильме Нугманова, Цой пояснял: «Во-первых, мне было интересно. А во-вторых — режиссер — молодой парень, мы с ним старые приятели. Я никогда не пошел бы сниматься к более или менее известному режиссеру. Мне важно было участвовать в изготовлении фильма. Поработать, делая то, что я хочу, а не то, что от меня хотят».

Музыкант остался доволен конечным результатом, особенно по сравнению с предыдущим опытом участия в кино: «В фильме „Асса“ я выглядел вставным зубом и никакого отношения к сюжету не имел». Основные претензии Цоя сводились к двум вещам: недостаточно его музыки и излишняя грубость героя в сцене в больнице. После успеха «Иглы» Цою поступало множество предложений, но он хотел сниматься только у Нугманова.

Андрей Вознесенский

«Застава Ильича»
Андрей Вознесенский в фильме «Застава Ильича»

Андрей Вознесенский, один из известнейших поэтов-шестидесятников, сыграл самого себя в культовом фильме "«Москва слезам не верит» в одном из эпизодов. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада». Две главные героини проходят мимо, одна из них бросает на ходу: «Ничего не поняла».

В первые 10-15 минут экранного времени зритель видит чуть ли не всю Москву конца 1950-х, с ее надеждами и символами: витрины магазинов, рекламные плакаты, книгу «Три товарища» Ремарка, которой, по уверению героини Ирины Муравьевой, зачитывается вся Москва.

Вознесенский снялся в картине Меньшова 14 лет спустя после фильма «Застава Ильича» М. Хуциева, где выступал на сцене Политехнического музея. Историк кино, киновед и режиссер Олег Ковалов отмечает: «Никто из критиков конца 70-х годов не писал о связи между фильмом Хуциева „Застава Ильича“ и фильмом Меньшова „Москва слезам не верит“ — тем не менее связь эта совершенно очевидна, ибо время одно и то же, но как по-разному оно представлено на экране!

Одна из центральных сцен фильма Хуциева — вечер поэтов, светлый зал, молодые прекрасные лица, восхищенные глаза, молодые поэты на эстраде: Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, зал встает, когда Окуджава настраивает гитару, — это было гениально».

В фильме «Москва слезам не верит» Вознесенский выступает на площади Маяковского под памятником поэту: он читает свои стихи, а героини с недоумением пожимают плечами.

«Вознесенский в мире фильма Меньшова значит то же, что баночки с крабами в витринах магазинов на улице Горького, — продолжает Олег Ковалов. — Это знак времени, который вызывает не восхищение, а смех и ностальгическую иронию по чему-то давно ушедшему и отгремевшему».

Вспоминая об участии в картине, сам Вознесенский выражал недовольство режиссерской трактовкой: «Раньше поэзия интересовала миллионы. Вот, к примеру, фильм „Москва слезам не верит“ — это неправильный фильм. Там показано, как я на площади читаю. Они сняли жалкую кучку каких-то людей. Не так это было! Там была вся площадь заполнена людьми! Просто машины останавливались, не могли проехать. Стояла толпа! Нас читали миллионы! И в Штатах тоже. Это был период какого-то всеобщего духовного взрыва». В фильме действительно допущен ряд фактических неточностей: действие фильма начинается в 1958 году, тогда как стихотворение было написано только в 1959 году; памятник Маяковскому в это время был только-только установлен.

Михаил Барышников

«В Париже»
Михаил Барышников в спектакле «В Париже»

Легендарный артист балета в 1974 году уехал в Америку и больше не вернулся в СССР. Впервые его уговорили сняться в кино в 1977 году — в фильме режиссера Герберта Росса «Поворотный пункт» о двух балеринах. Барышников сыграл Юрия Копейкина, одержимого женщинами. Роль была сыграна настолько убедительно, что за Барышниковым надолго закрепилась слава сердцееда.

Кстати, в этом фильме артист исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный дом». Участие в проекте принесло ему номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Несмотря на это, артист так и не решился окунуться с головой в мир кинематографа. «Это не мое, — признавался он. — И у меня ушли огромные усилия, чтобы соответствовать уровню актерского мастерства, но я совсем не актер».

«Неважно, чем я увлекаюсь, какие новые занятия осваиваю, — моя Кировская школа, мой профессиональный и личный опыт, все мое прошлое в итоге заставляет меня вернуться к танцу. Это — мое истинное призвание, и я должен ему служить».

В 1979 году ему предложили сыграть в мюзикле «Барышников на Бродвее». Барышников согласился принять участие в совсем новом для него жанре. Роль его наставницы взяла на себя исполнительница главной роли в мюзикле Лайза Миннелли. Мюзикл имел колоссальный успех и принес Барышникову премию «Эмми».

Его следующей киноработой стала главная роль в почти автобиографической картине Тейлора Хэкфорда «Белые ночи» о побеге из СССР. Герой Барышникова — танцовщик Николай Родченко, который, когда-то сбежав из Советского Союза, волей случая вновь оказывается на родине и совершает свой второй побег. Особенную популярность приобрела сцена, где Барышников танцует под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые» в интерьерах Мариинского театра.

В качестве театрального актера Барышников дебютировал еще в 1971 году в телеспектакле по роману Хемингуэя «Фиеста» (режиссер Сергей Юрский), где сыграл роль Матадора Педро Ромеро.

Сергей Юрский так обосновывал приглашение балетного актера в команду настоящих профессионалов одного из лучших театров в стране:«Как драматическому артисту доказать, что он тореро? Конечно, здесь вопрос прежде всего в пластике. Балетный актер — то, что было нужно. Именно Барышников мог лучше всех сыграть настоящую Испанию». 

В 1989 году Барышников раскрыл свой драматический талант в спектакле «Метаморфозы» на Бродвее. Его игра была отмечена номинацией на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра «Drama Critics Award». В 2012 году Михаил исполнил главную роль в спектакле московского постановщика Дмитрия Крымова по мотивам рассказа Ивана Бунина «В Париже» (из цикла «Темные аллеи»). По словам Барышникова, он согласился принять участие в проекте, так как постановки Крымова не имеют ничего общего с традиционным театром, ему нравится их метафоричность.

В России Барышников-актер приобрел известность после выхода на экран 6-го сезона популярного сериала «Секс в большом городе». Молодые чаще узнают в нем предпоследнего мужчину Кэрри Брэдшоу, чем знаменитого танцовщика, Барышников относится к этому с иронией: «Вместо того чтобы идти в театр, на концерт или посмотреть хороший фильм, они смотрят TV. Но это отличный сериал. Было очень весело. В „Сексе в большом городе“ меня увидело больше людей, чем если бы я танцевал каждый день на протяжении 20 лет».

Кандидатуру Барышникова для сериала выдвинула Сара Джессика Паркер, которая сама несколько лет профессионально занималась балетом и лично уговорила звезду балета стать ее партнером. Выяснилось, что Барышников не видел ни одной серии «Секса в большом городе», и актриса выслала ему несколько серий на DVD.

Согласие Барышникова на участие в сериале бурно обсуждалось в СМИ. Сам он комментировал свое решение так: «Когда я получил приглашение сняться в сериале, то посмотрел несколько уже отснятых серий. Они развлекают и даже в какой-то степени шокируют, представляют собой определенный вызов, а это всегда интересно и необычно. Расписание съемок сериала было для меня удобным, радовал высокий профессионализм группы, а Сара Джеcсика Паркер просто замечательная актриса».

«Я думал, это займет пару месяцев, я снимусь в паре серий, но меня попросили остаться на весь последний сезон. Было очень весело».

В сериале Барышников предстал в образе русского художника Александра Петровского, который завел длительный красивый роман с главной героиней — Кэрри Брэдшоу.

Личная история связывает танцовщика с последней на данной момент театральной работой «Бродский/Барышников». Бродский переехал в Нью-Йорк в 1980 году, и они с Барышниковым стали проводить много времени вместе. Поэт посвятил Барышникову несколько стихотворений.

В 2015 году состоялась премьера постановки А. Херманиса «Бродский / Барышников» — это моноспектакль Михаила Барышникова с элементами пластики. «Меня спрашивают: „Вы танцуете в спектакле?“ Я не танцую. Хотя движение там присутствует. Мы с Алвисом специально разрабатывали язык тела».

Эдгард Запашный

«Маргарита Назарова»
Эдгард Запашный в сериале «Маргарита Назарова»

Эдгард Запашный руководит Большим Московским цирком на проспекте Вернадского, а также ведет программу на телеканале «Звезда». В 2013 году он снялся в приключенческом фильме Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой! 1919», продолжении советской картины. В одном из эпизодов Эдгард появляется со своим тигром Мартином. Запашный сыграл работника цирка, Данилу, мастерски управляющегося с тигрицей Шакирой.

В 2016 году Запашный принял участие в съемках многосерийного художественного фильма «Маргарита Назарова», посвященного жизни и творчеству легендарной советской дрессировщицы и киноактрисы. «Я буду играть в новом фильме роль директора передвижного цирка, который не раз пересекался с Маргаритой. Эта роль будет фигурировать на протяжении всей картины. Кроме того, я выступаю в качестве дрессировщика и тренера по всем сценам, связанным с хищниками».

Брат Эдгарда, Аскольд Запашный, также представитель цирковой династии в четвертом поколении, признавался, что они с братом давно мечтают сняться в кино, перевоплотиться: «Для артиста очень интересно пробовать себя в разных амплуа, поэтому мы участвуем и в телевизионных проектах, и в кино».

Сам он принял участие в съемках экранизации романа Сергея Минаева «Селфи» (2018; режиссер Николай Хомерики). Дрессировщик дублировал актера Андрея Смолякова в сценах на арене цирка. Братьев привлекали к работе в молодежном сериале «Реальные пацаны», где они сыграли самих себя. Эдгард Запашный рассказывал, что для них с братом была специально написана серия. В следующем 2011 году братья сыграли в сериале «Интерны» на ТНТ.

Михаил Козырев

«День радио»
Михаил Козырев в фильме «День радио»

Радиоведущий получил медицинское образование, но пробовал себя в качестве и журналиста, и музыкального критика, и генерального продюсера радиостанции, теле- и радиоведущего. Такого разностороннего человека не могла не заинтересовать область кинематографа и театра.

Свой первый опыт в качестве кинопродюсера и актера в сериале «Деньги» 2002 года (режиссер Алексей Дыховичный) сам Козырев оценивал как неудачу: «Несмотря на тот великолепный творческий альянс, который присутствовал при его создании, сериал не удался. Знаете, это именно тот случай, когда лебедь, рак и щука тянут воз. Каждый прав, но тянет в свою сторону».

Первая театральная работа Козырева была связана с коллективом «Квартет „И“». «Мы познакомились с ребятами из „Квартета „И““ довольно давно, — вспоминает Козырев. — Мы обнаружили некую адекватность друг в друге, и сотрудничество началось практически с начала „Нашего радио“. Они часто работали у меня в кабинете. Они приходили, заверяли со мной какие-то приколы, что-то создавалось там же, ко мне врывались какие-то люди, я решал поминутно 100 разных вопросов, постоянно мне звонила мама. Этот сумасшедший дом, в который погрузились ребята из Квартета, нашел через какое-то время отражение в пьесе „День радио“.

Пьеса оказалась очень остроумной. Но мало того, что они начали ее репетировать. У них еще хватило авантюризма предложить мне там роль генерального продюсера радиостанции. Мой инстинктивный ответ был, конечно, „нет“. Но ребята оказались настойчивыми, и потом это „нет“ переросло в следующее:

«Ну хорошо, я готов два месяца порепетировать ночами, но обещайте мне одно: если у меня не будет получаться, вы честно мне это скажете».

Ничего они мне честно не сказали, дело докатилось до премьеры, спектакль вышел. Вдруг неожиданно вокруг него создалась какая-то аура, и он пользуется успехом, уже третий сезон мы сейчас с ним открываем».

В 2007 году Козырев снялся в роли программного директора «Как бы радио» в экранизации спектакля «День выборов». За несколько совместных встреч родилась общая концепция картины — «Недостоверные новости», «то есть это такой фейк-ньюс, который по интонации и по содержанию реально как будто бы происходил, хотя на самом деле это было абсолютное фуфло, облаченное просто в такую удобоваримую форму», — поясняет Козырев.

В 2008 году Козырев исполнил ту же роль в картине «День выборов» — с той разницей, что здесь он возникает только в телефонных разговорах, тогда как в «Дне радио» продюсеры решились впустить непрофессионального актера в кадр.