Активность мозга у музыкантов-импровизаторов и других исполнителей различается. По мнению американских исследователей, практика импровизации дает преимущества не только в профессии, но и в повседневной жизни.

В эксперименте участвовали 40 профессиональных музыкантов. Они должны были прослушать несколько последовательностей аккордов, элементы в которых случайным образом делились на два вида: в первом случае аккорды были однородными (например, ноты оставались теми же, но менялись местами), во втором — разнородными (мажорный аккорд рядом с минорным).

Импровизаторы, большинство из которых играли джаз, быстрее определяли инородные аккорды, чем классические музыканты с ограниченным опытом импровизации. Результаты исследования опубликованы в июньском номере журнала Psychology of Music.

«Оказалось, что точность, с которой мы можем предсказать реакцию исполнителей на музыкальные вариации, не зависит от того, насколько они опытны, но зависит от типа этого опыта, — поясняет ведущий автор исследования, инженер-биомедик Пол Сайда (Paul Sajda) из Колумбийского университета. — Практика импровизации меняет реакцию мозга на замещение элемента музыкальной структуры».

Подобные эксперименты проводились и в других областях: спорте, танцах. Например, выяснилось, что те, кто занимался контактной импровизацией, то есть учился подстраиваться под танец партнера, отличаются от остальных испытуемых: у них более выражено повышение активности в области мозга, отвечающей за движения, когда они наблюдают движения другого человека, а сами при этом неподвижны.

Импровизация как способ поведения относится не только к музыке, на ней строится в значительной степени и наша повседневная жизнь. Если ваш поезд задерживается, вы можете вместо него поехать на автобусе или пойти пешком. Если для блюда не хватает какого-то продукта, вы найдете, чем его заменить. Главное — что в музыке, что в кулинарии — знать правила замены, и именно этим джазист или шеф-повар отличается от непрофессионалов, говорит соавтор исследования Эндрю Голдман.