Как может быть устроено общество, где роботы соседствуют с людьми? Об этом «Чердак» расспросил Надежду Зильберман, специалиста по социальной робототехнике из Томского университета.

Уже в конце XIX века человек делала попытки создать робота-помощника, но тот умел только совершать элементарные механически движения и пускать дым изо «рта». После Первой мировой подход к назначению роботов изменился. Теперь речь шла не о помощнике, а о машине, выполняющей весь тяжелый труд.

Слово «робот» стало популярным благодаря чешскому писателю Карелу Чапеку, который в пьесе «R.U.R.» 1920 года ввел в сюжет роботов-бунтовщиков (с чешского «robota» переводится как «тяжелая работа»). В XXI веке проблема из технической сферы переходит в этическую.

Человек приписывает роботу три основные роли: «это раб, воин и, условно говоря, друг», — объясняет Надежда Зильберман. Больше всего вопросов возникает по поводу третьей роли, друга. Ее осмыслением и занимается социальная роботехника.

«Сегодня вопрос не в том, как создать таких роботов, а в том, как сделать так, чтобы человек не испугался, не отвернулся и стал легко и почти на равных общаться с машиной».

Уже есть ситуации, когда роботы ведут себя как «друзья». Сейчас мы уже не удивляемся, когда читаем статьи о роботе-официанте или о роботе-няне. Например, в японских домах престарелых робот-андроид по имени Пеппер выступает в качестве социального служащего: он мотивирует пациентов больше двигаться, проводит им ЛФК, умеет делать массаж. Робот Пеппер считается социальным роботом, но не все они человекоподобны.

Самым популярным считается Паро, похожий на тюленя. Его задача — успокаивать пациентов больниц.

Робот Блоссом, которого сейчас тестируют в США, сделан из пряжи и дерева и предназначен для обучения детей-аутистов. «Идея использовать робота в качестве компаньона для особенных детей уже пару лет как вошла в практику, например, в Великобритании», — говорит Зильберман. Она считает, что роботы «становятся частью общества», а люди пока не понимают, как к этому относиться.

Как повысить доверие к роботам? Исследования 1970-х годов опровергли идею зависимости между симпатией к умным машинам и их сходством с человеком. Более того, ученые пришли к выводу, что у людей возникает страх, если робот по внешнему виду и мимике почти неотличим от человека. Поэтому сейчас идет происходит поиск социального интерфейса. «Изучая роботов, их влияние на людей, мы очень много нового узнаем и о нас самих», заключает Надежда Зильберман.