Активность мозга пианистов измеряли в Центре когнитивных исследований Института имени Макса Планка в Лейпциге. Выяснилось, что, несмотря на профессионализм, музыканты далеко не так легко переключаются между разными стилями.

Участники эксперимента — пианисты — должны были повторять за рукой на экране последовательность аккордов. Джазисты быстрее «классиков» справлялись с заданием, если в стандартной последовательности аккордов возникало неожиданное гармоническое развитие. Зато классические пианисты делали сравнительно меньше ошибок, если приходилось имитировать непривычные положения пальцев.

Основная разница в технике классических и джазовых пианистов — постановка пальцев во время игры. Пианист должен, во-первых, понимать, какие клавиши ему нужно нажать, чтобы сыграть следующий пассаж («что играть»). Во-вторых — какие пальцы для этого использовать («как играть»). Движения он планирует заранее, причем делает это бессознательно. Классические пианисты концентрируются на втором шаге: для них важнее точность техники исполнения фрагмента, поэтому «как» приоритетнее, чем «что». Джазовые пианисты всегда готовы импровизировать, адаптировать свой способ игры под новую гармонию, что отражается на работе их мозга. Разница особенно заметна у тех, кто десятилетиями играл в одном жанре.

Автор исследования, нейробиолог Даниэла Саммлер (Daniela Sammler), считает, что дело в основополагающих принципах двух стилей: джаз — искусство импровизации, а классические произведения допускают только изменение интерпретации, но не самой гармонии.