Роберта Макки, американский сценарист и теоретик сценарного искусства, автор хрестоматийной «Истории на миллион долларов», приезжал в Москву проводить мастер-классы в мае. Тогда же он дал интервью Александру Талалу, сценаристу и преподавателю Московской школы кино, которое опубликовало издательство «Альпина нон-фикшн».

По мнению сценариста, романтические представления о том, что творческий процесс зависит исключительно от вдохновения, уже не работают на практике. Даже гении (или те, кто считает себя таковыми), утверждает Макки, нуждаются в обучении формальным законам сюжетостроения. В музыкальных и художественных школах обязательно изучают структуру партитуры и правило «золотого сечения», а в случае с написанием текстов это кажется не столь очевидным.

«Люди знают, что для того, чтобы создавать музыку, нужно научиться играть на каком-то инструменте. Но все мы умеем писать. Так что и учиться ничему не надо», — резюмирует Макки распространенное представление об искусстве сторителлинга.

На самом деле, по его словам, молодым авторам необходимо изучать «азбуку» сюжета, его основные «двенадцать тонов», на основе которых уже можно строить новое произведение: «Я учу форме. Когда вы поняли, что такое форма, после этого вам нужно сочинять музыку».



«Новое» заключается не в экстравагантном построении сюжета, структура которого остается неизменной, а в поиске новых типов героев — или «протагонистов», как называет их Макки. Они должны отражать изменившееся, усложненное представление о мире — если раньше противоречивые, сложные характеры были скорее исключением, как у Чехова и Ибсена, то теперь героями хороших фильмов и сериалов становятся «настоящие ходячие моральные парадоксы».

В передаче этих парадоксов и кроется, по мнению сценариста, секрет современного сторителлинга. Такие «хорошо сделанные» истории, уверен Макки, не только всегда актуальны, но и выполняют важную гуманитарную миссию. Для него сценарное искусство предполагает не только эмоциональное («катарсис», очищение), но и интеллектуальное воздействие.

Наблюдая вымышленную модель мира, зрители получают представление о том, «какими могут быть люди и на что они способны».

Так, по мнению сценариста, американское искусство способствовало укреплению толерантности в США. Напротив, деградация качественного сторителлинга — показатель упадка общей культуры.

Своей задачей и даже «религией» Макки считает «нести в мир правду, выраженную в драматических коллизиях», поскольку само искусство рассказывания историй выступает гарантом культуры и цивилизации: «Нам нужны хорошие истории просто для того, чтобы оставаться цивилизованными. Нам необходимы хорошие сюжеты, чтобы люди могли опосредованно жить в мире, в котором просто так не могли бы жить, быть персонажами, которыми не могли бы никогда быть, и все это для того, чтобы понять, что значит быть людьми и зачем они сами людьми являются».